Пояснительная записка. Календарный учебный план разработан в соответствии с: ﹣ Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ﹣ Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. N 1155 (далее - ФГОС ДО); ﹣ Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. N 1014; - СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28; - СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. N 16; - Уставом МКДОУ детского сада «Буратино» ; - Лицензией на образовательную деятельность от 15.12.2015г. Учебный план образовательной деятельности МКДОУ детского сада «Буратино» на 2024-2025 учебный год является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности. Учебный год начинается со 1сентября 2024г. и заканчивается 31 мая 2025г. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели. Летний оздоровительный период с 1 июня по 31 августа. Учебный план регламентируется путем внедрения Основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) МКДОУ детского сада «Буратино», разработанной на основе ФОП ДО И ФГОС ДО и парциальных программ: - «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева. - Основы православной культуры» по программе А. В. БОРОДИНОЙ «Культура и творчество в детском саду» - «Занимательные Финансы» Л.В. Страхонович, Е.В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская Программа обучение грамоте «От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте» Е.В. Колесникова. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Основными задачами учебного плана являются: 1. Регулирование объема образовательной нагрузки. 2. Реализация ФГОС к содержанию и организации образовательного процесса ДОУ. 3. Обеспечение углубленной работы по приоритетному направлению деятельности ДОУ. 4. Обеспечение единства всех компонентов (федерального, регионального, социального). В 2024-2025 учебном году в МКДОУ детском саду «Буратино» функционирует 6 групп, укомплектованных в соответствии с возрастными нормами: Группа раннего возраста Ромашки» (2-3 года) Младшая группа: «Пчелки» (3-4 года) Средняя группа: «Непоседы» (4- 5 лет) Старшая группа: «Лучики» (5-6 лет) Подготовительная к школе группа: «Весельчаки» (6-7 лет) Подготовительная к школе группа: «Фантазеры» (6-7 лет) Образование осуществляется на русском языке. Методическое обеспечение основной программы соответствует перечню методических изданий, рекомендованных Министерством образования РФ по разделу «Дошкольное воспитание». В структуре учебного плана выделены инвариантная (обязательная) и вариативная (модульная) часть. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования (составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования). В соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования в инвариантной части Плана определено время на образовательную деятельность, отведенное на реализацию образовательных областей. В инвариантную часть плана включены пять направлений, обеспечивающие физкультурнооздоровительное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, познавательное развитие. Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» входят в расписание организованной детской деятельности, занятий со специалистами. Каждая образовательная область включает в себя следующие структурные единицы: * Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. * Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. * Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. * Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). * Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и само регуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Реализация Плана предполагает интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями обучающихся. Каждой образовательной области соответствуют различные виды непосредственно образовательной деятельности: познавательноисследовательская, двигательная, коммуникативная, игровая, музыкальная, изобразительная, и другие. Задачи социально-коммуникативного развития реализуются в самостоятельных видах детской деятельности: сюжетно-ролевых и других видах игр, а также в ходе режимных моментов. В плане образовательной деятельности предложено распределение основных видов деятельности, которое даёт возможность образовательной организации использовать модульный подход, позволяет использовать принципы дифференциации и вариативности, а также обеспечивает своевременное познавательное, социальное и личностное развитие ребёнка на каждом возрастном этапе его жизни. Образовательная деятельность в МКДОУ осуществляется в течение всего учебного года. Учебный год составляет 51 неделю (36 недель учебный период, 10 дней каникулы). Летний оздоровительный период составляет 13 недель. В летний оздоровительный период ООД организуется только по физическому и художественно-эстетическому направлениям. Структура учебного года в МКДОУ Учебный период Каникулы Учебный период Летний оздоровительный период 02.09.2024 – 27.12.2024 01.01.2025 - 08.01.2025 09.01.2025- 30.05.2025 01.06.202 - 31.08.2025 17 недель 1 неделя 19 недель 13 недель Образовательная нагрузка определена с учётом необходимого требования СанПиН: соблюдение максимально допустимого объема недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию. Распределение количества времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности основано на принципах: соблюдение права воспитанников на дошкольное образование; дифференциации и вариативности, которое обеспечивает использование в педагогическом процессе комплексный подход; соотношение между инвариантной (не менее 60% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования) и вариативной (не менее 40% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования) частями учебного плана; сохранение преемственности между инвариантной (обязательной) и вариативной частями; ориентирование на реализацию социального заказа на образовательные услуги. Вариативная часть сформирована образовательным учреждением с учетом регионального компонента и материально-технических возможностей ДОУ. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста по всем направлениям развития составляет: в группе общеразвивающей направленности с 2 до 3 лет – 90 минут в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет - 100 минут; в группе общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет – 150 минут; в группе общеразвивающей направленности с 5 до 6 лет –320 минут в группе общеразвивающей направленности с 6 до 7 лет – 510 минут. Продолжительность непосредственной образовательной деятельности воспитанников составляет: От 2 до 3 лет – не более 10 минут; От 3 до 4 лет – не более 15 минут; От 4 до 5 лет – не более 20 минут; От 5 до 6 лет – не более 25 минут; От 6 до 7 лет – не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня: - в младшей группе не превышает 30 минут. - в средней группе не превышает 40 минут. - в старшей группе не превышает 45 минут. - в подготовительной к школе группе не превышает 90 минут. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ: для детей от 2-х до 3-х лет – 1 час 40 минут; для детей от 3-х до 4-х лет – 2 часа 30 минут; для детей от 4-х до 5-ти лет - 3 часа 20 минут; для детей от 5-ти до 6-ти лет - 5 часов 10 минут; для детей от 6-ти до 7- ми лет – 6 часов 30 мин; В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультминутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности составляют 10 минут. Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2 - 3 раз в неделю. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организовывают в первой половине дня. Учебная нагрузка определена с учетом необходимого требования – соблюдение минимального количества занятий на изучение каждой образовательной деятельности. Психолого-педагогическая работа осуществляется по следующим направлениям: «Социальнокоммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественноэстетическое развитие», «Физическое развитие». Вариативность использования учебного материала позволяет раскрыть потенциал ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями. Формирование основ безопасности, трудовое, нравственное воспитание, социализация, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, конструктивно-модельная деятельность планируются в режимных моментах, совместной деятельности педагога с детьми (проектной деятельности), самостоятельной деятельности детей, в совместной деятельности педагога, ребенка и родителей. Приобщение детей к художественной литературе осуществляется на занятиях по «Речевому развитию» и в режимных моментах, в совместной деятельности педагога с детьми. Образовательная деятельность осуществляется и в ходе режимных моментов, таких как: утренняя гимнастика, комплекс закаливающих процедур, гигиенические процедуры, ситуативные беседы при проведении режимных моментов, чтение художественной литературы, дежурства, прогулки – ежедневно. С целью индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей проводится педагогический мониторинг. Диагностический пакет составлен на основе диагностического материала «Программы воспитания». Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики используются только для решения задач педагогического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. С каждым годом в дошкольном учреждении улучшается материально-техническая база, необходимая для жизнеобеспечения и развития детей, систематически ведется работа по улучшению и обновлению предметно-развивающей среды, педагоги и специалисты имеют соответствующее образование и своевременно повышают квалификацию. Организованная образовательная деятельность Организованная образовательная деятельность Периодичность Образовательн ые области по ФГОС ДО Базовый вид деятельности Физическое развитие Физическая культура в помещении Ознакомление с окружающим миром Познавательно е развитие Группа раннего возраста Младшая группа Средняя группа Старшая группа 2 раза в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю Подготови тельная к школе группа 2 раза в неделю 72 в год 1 раз в неделю 72 в год 1 раз в неделю 72 в год 1 раз в неделю 72 в год 1 раз в неделю 72 в год 1 раз в неделю 36 в год 36 в год 36 в год 36 в год 36 в год - - 1 раз в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 36 в год 18 в год 18 в год 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 2 раза в неделю 36 в год 36 в год 36 в год 36 в год 1 раз в 2 недели 18 в год 2 раза в неделю Основы православной культуры Математическое развитие Занимательные Финансы Развитие речи Речевое развитие Обучение грамоте Рисование Лепка Художественно -эстетическое развитие Аппликация МУЗЫКА ИТОГО: - -- - - 2 раза в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в 2 недели 18 в год 2 раза в неделю 72 в год 36 в год 1 раз в неделю 36 в год 1 раз в неделю 72 в год 1 раз в неделю 72 в год 2 раза в неделю 1 раз в неделю 36в год 1 раз в неделю 36в год 1 раз в неделю 36в год 2 раза в неделю 72 в год 2 раза в неделю 36 в год 0,5 раз в неделю 36 в год 1 раз в 2 недели 36 в год 72 в год 72 в год 18в год 18 в год 1 раз в 2 недели 18 в год 2 раза в неделю 72 в год 10 занятий в неделю 329 1 раз в 2 недели 18 в год 1 раз в 2 недели 18 в год 1 раз в 2 недели 18 в год 1 раз в 2 недели 18 в год 2 раза в неделю 72 в год 11 занятий в неделю 406 1 раз в 2 недели 18 в год 2 раза в неделю 72 в год 13 занятий в неделю 1 раз в 2 недели 18 в год 2 раза в неделю 72 в год 15 занятий в неделю 517 - 2 раза в неделю 72 в год 10 занятий в неделю занятий в занятий в 468 329 год год занятий в занятий год в год Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Социальносамообслуживание, ежеднев ежедневно ежедневно ежедневн коммуникативн элементарный но о ое развитие бытовой труд социализация, развитие общения, нравственное воспитание; ребенок в семье и обществе; самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание; формирование основ безопасности Взаимодействи Чтение ежеднев ежедневно ежедневно ежедневн е взрослого но о художественной с детьми в литературы различных Конструктивноежеднев ежедневно ежедневно ежедневн видах но о модельная деятельности деятельность ежеднев ежедневно ежедневно ежедневн Игровая деятельность но о Общение при проведении режимных моментов занятий в год ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежеднев но ежедневно ежедневно ежедневн о ежедневно Дежурства ежеднев но ежедневно ежедневно ежедневн о ежедневно Прогулка ежеднев но ежедневно ежедневно ежедневн о ежедневно Утренняя гимнастика ежеднев но ежедневно ежедневно ежедневн о ежедневно Комплексы закаливающих процедур ежеднев но ежедневно ежедневно ежедневн о ежедневно Гигиенические процедуры ежеднев но ежедневно ежедневно ежедневн о ежедневно Самостоятельн Игра ая деятельность ежеднев но ежедневно ежедневно ежедневн о ежедневно детей ежеднев но ежедневно ежедневно ежедневн о ежедневно Оздоровительн ая работа Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития Познавательно – исследовательская деятельность ежеднев но ежедневно ежедневно ежедневн о ежедневно