29.10.2021
«Роль воспитателя в развитии
самостоятельной музыкальной деятельности детей»
Я считаю, что самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует
развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность,
творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки,
полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.
Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей, в группе должны
быть оборудованы «музыкальные уголки», куда помещаются детские музыкальные
инструменты, дидактические игры, игрушки-забавы. Которые впоследствии могут
быть обыграны воспитателем (мишка играет на балалайке, заяц прыгает, девочка
танцует и др.) Чтобы поддерживать интерес детей к самостоятельной музыкальной
деятельности, педагог 1 раз в месяц должен обновлять пособия в «музыкальном
уголке», пополнять его новыми атрибутами и дидактическими играми.
Важной ролью воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности
детей является создание проблемных ситуаций, побуждение детей к вариативным
самостоятельным действиям, развитие способности применять усвоенное в новых
условиях. При этом художественное оформление усиливает впечатления детей. Под
влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у
детей будут возникать яркие положительные эмоции. Все это будет побуждать их
выражать свои чувства и в пении, и в танце, и в игре, а также способствовать
формированию интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом.
Создав таким образом в детском саду обстановку максимально наполненную
музыкальными интонациями, воспитатель сможет пробудить интерес и любовь к
музыке у детей, а также способствовать формированию и развитию самостоятельной
музыкальной деятельности дошкольников.
Рассмотрим различные виды музыкальной деятельности детей в группе:
1.Игра на детских музыкальных инструментах. Дети очень любят играть на металлофоне,
гармошке, баяне, т бубне, барабане и других инструментах, они могут исполнять
попевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях, или же придумывают и
исполняют свои мелодии, проявляя творчество. Часто детей привлекает процесс
освоения нового инструмента. В таких случаях они обучают друг друга: те,
которые хорошо играют на этом инструменте, показывают приемы тем, кто еще не умеет
играть. Такую товарищескую помощь чаще всего можно наблюдать в старших и
подготовительных группах. Играя на инструментах, дети учатся различать их
звучание, начинают выделять более понравившиеся, сами организовывают «оркестр»,
выбирают дирижера. Роль воспитателя – поощрять творческую активность детей,
учить их договариваться, следить, чтобы игра не превратилась в ссору.
2.Одной из наиболее ярких форм музыкальной самостоятельной деятельности детей
является музыкальная игра. Старшие дошкольники уже сами создают условия,
необходимые для данной игры. Игра может иметь развернутый характер:
объединяются несколько видов деятельности (исполнение на металлофоне и танец,
отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т.д.). В других сюжетно - ролевых
играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например,
играя в парад, мальчики поют «Барабан» М.Красева, барабанят и маршируют,
девочки, укладывая кукол, поют песню «Баю - баю» М.Красева. Песня способствует
более динамичному протеканию игры, организуют действия детей.
В этом виде самостоятельной деятельности детей , воспитатель продолжает
формировать у воспитанников умение договариваться (кто, что будет делать),
может подсказать завязку сюжета для игры, поддержать активность любого ребенка
и помогает ему организовать коллективную игру.
3.Музыкально - дидактические игры, используемые в самостоятельной музыкальной
деятельности развивают у ребят способность к восприятию, различению основных
свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет», «Два
барабана», «Тише - громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др.
Для обогащения музыкальных впечатлений детей и побуждения их к применению
навыков, полученных на музыкальных занятиях воспитатель должен наполнять
режимные моменты звучанием известных детям классических произведений. Например,
на утренней гимнастике, и во время физкультурных занятий (у малышей)
воспитатель может использовать следующие произведения: во время бега и ходьбы в
быстром темпе, галопе «Смелый наездник» Р. Шумана, «Клоуны» Д. Кабалевского,
«Хоровод гномов» Ф. Листа, «Моя лошадка» А.Гречанинова и другие; во время
легкого бега, бега врассыпную, стайкой – «Мотылек» С. Майкапара, «Бабочки» Ф.
Куперена, «Веселая прогулка» Б. Чайковского; во время марша – «Шествие кузнечиков»
С.Прокофьева, марш из цикла «Детская музыка». Общеразвивающие упражнения может
сопровождать музыка И. Иорданского («Ладушки – ладушки»), П.И.Чайковского
(«Новая кукла») и другие.
На прогулке можете поиграть с детьми в игры, разученные на музыкальных занятиях: танец –
игра «Медведь», у пражнение «Ежик и барабан»; двигательное упражнение «Шла
веселая собака», игра «Где спит рыбка?», песня «Ай, туки – туки - туки»,
пальчиковые речевые игры.
Также можно наполнить музыкой время утреннего приема детей и вечер, во время
ухода домой. Причем музыкальные интонации в утренние часы должны отличаться от
музыкальных интонаций в вечернее время. Утром - спокойная, светлая по характеру
музыка. Рекомендуется использовать произведения из альбомов фортепианных пьес
для детей П.И. Чайковского, А.Т. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С.М.
Майкапара и других. Это создаст атмосферу благожелательности и позитивного
настроения с утра и на весь день.
Вечером же характер музыки должен быть более подвижным. Это расположит детей к проявлению
двигательной активности, придумыванию образов и воплощению их в танце.
Рекомендуется использовать фрагменты симфонических произведений, написанных для
детей («Детская симфония» И.Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж.Бизе и
т.д.)
Т.о., роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности
детей заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявить
активность в различных видах муз. деятельности, создавая благоприятные
педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка,
развертывание деятельности детей по их инициативе. Воспитатель должен быть
тактичным, стать как бы соучастником детских игр. Планируя приемы руководства,
воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового из оборудования
для музыкальной деятельности дошкольников (инструменты, пособия, самодеятельные
игрушки), в каком порядке это целесообразно сделать, за кем надо понаблюдать,
чтобы выяснить интересы, склонности детей, какому виду деятельности отдают
предпочтение дети и не односторонние ли их интересы. В более раннем возрасте
воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный. В свою очередь
ребенок репродуктивно усваивает эти способы. Позже педагог должен использовать
объяснительно-побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным
поисковым способам действий. Метод показа и подробное объяснение применяются
при обучении детей исполнению какого-либо элемента танца или певческой
интонации. Хочется пожелать, чтобы дети действовали не только по прямому указанию
и показу воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок научится самостоятельно
выполнять учебные задания, то он сумеет также действовать и вне занятий:
организовывать музыкальные игры, по собственному желанию петь, танцевать.
Повседневная работа воспитателя с детьми, знание их интересов и способностей
дает возможность воспитателю выполнять задачу качественно и ответственно.
Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним из показателей
уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний,
которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос
способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые
условия, ситуации; ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии
со своими интересами, желаниями, потребностями.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.10.2021
Дата обновления: 29.10.2021
Дата публикации: 29.10.2021