Консультация для воспитателей «Руководство самостоятельной деятельностью дошкольников»

29.10.2021

Подготовить   ребёнка к жизни - значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно организованная работа в ДОУ по развитию самостоятельной художественной   деятельности   дошкольников: театрально-игровой, изобразительной, художественно-речевой и музыкальной.

В самостоятельной музыкальной деятельности  ребята поют, водят хороводы, музицируют на детских музыкальных инструментах, исполняют несложные пляски по собственной инициативе; также  они сами организовывают игры в «концерт», «театр», «спектакль». Кроме того, самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников характеризуется ещё и тем, что ребёнок должен сам ориентироваться   в музыке: спеть, станцевать, сыграть, т.е.   не только воспроизводить, но и сочинить что-то новое, оригинальное.

Руководство   самостоятельной музыкальной деятельностью значительно отличается от методики проведения музыкальных занятий. На занятиях взрослый определяет содержание и форму организации музыкальной деятельности детей. В самостоятельной   деятельности ребёнок сам выбирает себе занятие, намечает и реализует собственные замыслы. Однако это не означает, что дошкольник предоставлен самому себе, что взрослый не приходит к нему на помощь в нужный момент. Просто меняется характер руководства, который становится   косвенным:

во-первых, воспитатель старается повлиять на  музыкальные

впечатления ребёнка, полученные им в детском саду и семье;

во-вторых, воспитатель создаёт условия, способствующие

становлению деятельности детей по их собственной инициативе;

в-третьих, воспитатель становится соучастником деятельности

детей, руководя ею тактично и ненавязчиво. Каковы же источники возникновения самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста?

Самый главный из них непосредственно образовательная  деятельность.

Многое, что ребёнок применяет в своей самостоятельной деятельности, он прямо переносит из опыта своих активных действий. Прежде всего - это музыкальный репертуар: песни, пляски, хороводы, попевки для игры на инструментах    и т. д.,   которые   дошкольник хорошо усвоил   и    с удовольствием применяет на практике.

Помимо занятий, определённое влияние на возникновение самостоятельной музыкальной деятельности оказывают утренники   и развлечения. Наиболее яркие моменты игр, перестроений, плясок и инсценировок дети переносят в повседневную деятельность. Необходимым условием  для этого является внесение в музыкальный уголок тех атрибутов, игрушек, элементов костюмов, которые использовались на праздниках и досугах. Дети  вновь обыгрывают сюжеты, ситуации, видоизменяют и комбинируют их в новых сочетаниях.Хочу такой сайт

Следует отметить, что самостоятельна музыкальная деятельность требует создания специальных условий, определённой материальной среды.   Детям важно иметь   свой «музыкальный уголок», в котором должны находиться   все необходимые атрибуты, дидактические игры, небольшое количество музыкальных инструментов, необходимых для развития музыкальных и творческих способностей каждого дошкольника.

Ещё одним источником самостоятельной музыкальной деятельности в ДОУ является   семья.   Дома дети часто слушают   радио - и телепередачи, что также обогащает их музыкальными впечатлениями, которые они пытаются отразить, действуя самостоятельно.

Какова же роль воспитателя при руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью  дошкольников? В первые  дни  в каждом новом  учебном году  воспитатель присматривается к детям: выявляет их интересы, склонности и способности; отмечает   наличие детей, которые совсем не принимают участия в музицировании, выясняет причину такого поведения. На основе собственных наблюдений педагог создаёт оптимальные и наиболее благоприятные условия для музыкального развития всех детей группы, старается организовать и заинтересовать каждого воспитанника. Основная линия   в руководстве самостоятельной деятельностью детей заключается в соучастии   в ней педагога. Взрослый как бы советуется с детьми: «Как бы нам  получше разместить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?»  «Я  вот  как  умею играть»,- говорит педагог, показывает приём игры на инструменте и тут же отходит. Ребёнок понимает свою ошибку, исправляется н продолжает играть правильно. «Знаете, какую я песню люблю?» - говорит воспитатель и проигрывает пластинку. - Хорошо бы нам сделать библиотечку пластинок. Можно вырезать кружочки - пластинки и на них нарисовать то, о чём играет музыка». Педагог то включается в совместную   игру, то как бы показывает свои умения детям, то регулирует участие малоактивных, или, наоборот, излишне активных детей и т. д.

Планируя приёмы руководства  музицированием, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового в музыкальный уголок (инструменты, пособия, атрибуты, игрушки); за кем понаблюдать; кому оказать помощь и  др.

К планированию педагогу необходимо подходить творчески. Нельзя  всё время ограничиваться формулировкой - «учить детей», а учитывая задачи воспитания на данный момент, следует   использовать фразы типа: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «возбуждать интерес», «координировать взаимоотношения между детьми» и т. д.

Таким образом,  воспитатель, отвечая за общую постановку самостоятельной деятельности дошкольников, способствует решению задач музыкального воспитания и формирована»  их творческих способностей,

Подготовить ребёнка к жизни - значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно организованная работа в ДОУ по развитию самостоятельной художественной деятельности дошкольников: театрально-игровой, изобразительной, художественно-речевой и музыкальной.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 29.10.2021

Дата обновления: 29.10.2021

Дата публикации: 29.10.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».