29.10.2021
Подготовить ребёнка к жизни - значит научить его
действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом
способствует правильно организованная работа в ДОУ по развитию
самостоятельной художественной
деятельности дошкольников:
театрально-игровой, изобразительной, художественно-речевой и музыкальной.
В самостоятельной
музыкальной деятельности ребята
поют, водят хороводы, музицируют на детских музыкальных инструментах, исполняют
несложные пляски по собственной инициативе; также они сами организовывают
игры в «концерт», «театр», «спектакль». Кроме того, самостоятельная музыкальная
деятельность дошкольников характеризуется ещё
и тем, что ребёнок должен сам ориентироваться
в музыке: спеть, станцевать,
сыграть, т.е. не только воспроизводить,
но и сочинить что-то новое, оригинальное.
Руководство самостоятельной
музыкальной деятельностью значительно отличается от
методики проведения музыкальных занятий. На занятиях взрослый
определяет содержание и форму организации музыкальной деятельности детей. В
самостоятельной деятельности ребёнок сам выбирает себе занятие, намечает и
реализует собственные замыслы. Однако это не означает, что дошкольник
предоставлен самому себе, что взрослый не
приходит к нему на помощь в нужный момент. Просто меняется характер руководства, который становится косвенным:
во-первых, воспитатель старается повлиять на
музыкальные
впечатления ребёнка, полученные им в детском саду и
семье;
во-вторых, воспитатель создаёт
условия, способствующие
становлению деятельности детей по их собственной
инициативе;
в-третьих, воспитатель становится соучастником деятельности
детей, руководя ею тактично и ненавязчиво. Каковы
же источники возникновения самостоятельной музыкальной деятельности
детей дошкольного возраста?
Самый главный из них – непосредственно
образовательная деятельность.
Многое, что ребёнок применяет в своей самостоятельной деятельности, он прямо переносит из опыта своих активных действий.
Прежде всего - это музыкальный
репертуар: песни, пляски, хороводы, попевки для игры на инструментах
и т. д., которые дошкольник хорошо усвоил и с
удовольствием применяет на практике.
Помимо занятий,
определённое влияние на возникновение самостоятельной музыкальной деятельности
оказывают утренники и развлечения. Наиболее яркие моменты
игр, перестроений, плясок и инсценировок дети переносят в повседневную
деятельность. Необходимым
условием для этого является внесение в
музыкальный уголок тех атрибутов,
игрушек, элементов костюмов, которые использовались
на праздниках и досугах. Дети вновь
обыгрывают сюжеты, ситуации, видоизменяют и комбинируют их в новых
сочетаниях.
Следует отметить, что самостоятельна
музыкальная деятельность требует создания специальных
условий, определённой материальной среды.
Детям важно иметь свой
«музыкальный уголок», в котором должны находиться все необходимые атрибуты, дидактические
игры, небольшое количество музыкальных инструментов, необходимых для
развития музыкальных и творческих способностей каждого дошкольника.
Ещё одним источником самостоятельной
музыкальной деятельности в ДОУ является семья. Дома дети часто слушают радио - и телепередачи, что также обогащает их музыкальными впечатлениями, которые
они пытаются отразить, действуя самостоятельно.
Какова же роль
воспитателя при руководстве самостоятельной музыкальной
деятельностью дошкольников? В
первые дни в каждом новом учебном году
воспитатель присматривается к детям: выявляет их интересы,
склонности и способности; отмечает
наличие детей, которые совсем не принимают участия в музицировании,
выясняет причину такого поведения. На основе собственных наблюдений
педагог создаёт оптимальные и наиболее благоприятные условия
для музыкального развития всех детей группы, старается
организовать и заинтересовать каждого воспитанника. Основная
линия в
руководстве самостоятельной деятельностью детей заключается в
соучастии в ней педагога. Взрослый как
бы советуется с детьми: «Как бы нам
получше разместить музыкальные инструменты, чтобы
всем было удобно брать их и играть?»
«Я вот как
умею играть»,- говорит педагог, показывает приём игры на
инструменте и тут же отходит. Ребёнок понимает свою ошибку, исправляется
н продолжает играть правильно. «Знаете, какую я песню люблю?» - говорит воспитатель и проигрывает пластинку. - Хорошо бы нам сделать
библиотечку пластинок. Можно вырезать
кружочки - пластинки и на них нарисовать то, о чём играет музыка». Педагог то
включается в совместную игру, то как бы показывает свои умения детям, то регулирует
участие малоактивных, или, наоборот, излишне активных детей и т. д.
Планируя приёмы руководства музицированием,
воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового в
музыкальный уголок (инструменты, пособия, атрибуты, игрушки); за
кем понаблюдать; кому оказать помощь и
др.
К планированию педагогу необходимо подходить
творчески. Нельзя всё
время ограничиваться формулировкой - «учить детей», а учитывая
задачи воспитания на данный момент, следует
использовать фразы типа: «поощрять детей», «содействовать»,
«стимулировать», «понаблюдать», «возбуждать интерес», «координировать
взаимоотношения между детьми» и т. д.
Таким образом, воспитатель, отвечая
за общую постановку самостоятельной деятельности дошкольников,
способствует решению задач музыкального воспитания и
формирована» их творческих способностей,
Подготовить ребёнка к
жизни - значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во
многом способствует правильно организованная
работа в ДОУ по развитию самостоятельной художественной деятельности дошкольников: театрально-игровой, изобразительной, художественно-речевой и
музыкальной.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.10.2021
Дата обновления: 29.10.2021
Дата публикации: 29.10.2021